Все великие музыканты — математики!

GMoore-paper

Часто задаваемым вопросом музыканту является «Сколько времени нужно, чтобы научиться играть на X инструменте». Вместо X впишите любой из существующих на сегодня музыкальных инструментов. Логичным ответом на этот вопрос является «Смотря какая стоит цель». Кто-то просто хочет удивить друзей, исполнив современный хит во время дружеской посиделки. Кому-то хочется иметь такое хобби и свободное от работы время проводить в обществе любимого инструмента. Кто-то хочет покорить сердце дорогого ему человека, исполнив для него любовную балладу. Кто-то хочет попробовать свои силы в области музыкального шоу-бизнеса. А кто-то хочет гораздо большего. Чего же?

3278577

Простому обывателю в голову не приходит мысль, что музыка – это наука. В ней, как и в любой другой науке, есть свои малоисследованные области или вообще ещё не открытые. Она не стоит на месте и всё время развивается, давая музыкантам всё больше и больше пространства для творчества. Именно поэтому на сегодняшний день мы имеем большое разнообразие стилей и жанров, на перечисление которых уйдёт несколько часов. Исходя из этого многообразия не трудно предположить, что учиться музыке можно всю жизнь, так и не познав даже половину того, что сегодня представляет собой мировая музыка. Но дело даже не только в количестве жанров и стилей. Если подумать и задаться вопросом, зачем мы читаем разные книги, ответ не заставит себя долго ждать. Конечно же, в первую очередь, ради новых сюжетов, и во вторую ради уникального стиля того или иного автора. Так и музыканты изучают разные стили ради новых ощущений.

maxresdefault

Как обычно представляет себе процесс обучения не сведущий в данном вопросе гражданин. Он думает, что существует несколько козырных приёмов, овладев которыми он познает всю мудрость этого искусства, что отныне он сможет сыграть любой сложности произведение. Тут нужно помнить, что музыкантов во всём мире огромное множество. А великих – всего несколько сотен. Почему? Ответ на этот вопрос комплексный, потому что, с одной стороны, есть техническая составляющая музыкального мастерства, а с другой – эмоциональная, я бы назвал её даже, интеллектуальной. Так вот если развивать только техническую составляющую, то тут можно ограничиться несколькими годами обучения. Среди профессиональных музыкантов часто встречаются товарищи, которые по нотам могут сыграть произведение практический любой сложности, а когда дело доходит до импровизации или собственного сочинительства – тут возникают большие проблемы. Проблемы, связанные с тем, что не развита вторая, интеллектуальная составляющая.

Jazz guitarist and singer George Benson circa 2015. Photo by Greg Allen

Jazz guitarist and singer George Benson circa 2015.
Photo by Greg Allen

Дело в том, что во время музыкального исполнительства очень активно работает весь спектр органов чувств. Особенно певцам это известно, как никому другому из музыкантов. Более того, нужно уметь слушать других, которые тоже участвую в этом процессе, слушать себя и в тоже время подключать свои эмоции для большей выразительности. Весь этот поток информации, через слуховой аппарат, попадает в главный вычислительный орган человека – головной мозг. И вся дальнейшая судьба произведения зависит от того, насколько быстро он сможет её обработать и в каком объёме. А предварительное изучение материала помогает исполнителю избавиться от лишних неудач на сцене по причине того, что мозг заранее обработал часть информации. И именно поэтому так высоко ценятся музыканты импровизаторы, у которых не было возможности ознакомиться с материалом и им приходится полагаться только на свой слух и опыт. Тем самым они всецело демонстрируют всю мощь своего вычислительного органа.

Santana-1024x768

Во время живого исполнения нет возможности произвести анализ своего исполнения и переписать те места, которые не устраивают исполнителя. Поэтому остаётся надеяться только на своё внутреннее чутьё, иными словами, на слух. Нужно здесь и сейчас сыграть так, чтобы потом было не стыдно людям в глаза посмотреть. Обычно музыканты профессионалы говорят, что во время исполнения нужно просто расслабиться и дать свободу своей внутренней фантазии. Но на то он и профессионал, что у него весь процесс настолько уже автоматизирован, что он это делает очень естественно и без излишнего напряжения. И зачастую даже не понимает, какую чудовищную нагрузку переваривает его мозг. Просто он привык к ней. А вот если бы он вспомнил свою юность, как ему было тяжело, когда он только начинал и подумал, сколько лет у него ушло на то, чтобы играть не напрягаясь, он бы такого не сказал.

Steve Vai

Steve Vai

Что же вычисляет наш главный «думающий» орган во время игры? Есть целый перечень параметров. Во-первых, динамика игры, как неотъемлемая часть эмоционального состояния во время исполнения, и чистота звукоизвлечения, т.е. чёткий контроль конечностей, участвующих в звукоизвлечении. Во-вторых, это ровность игры, ведь у каждой ноты есть своё время «существования» в мелодии и нужно чётко знать, когда она сменится следующей. Из этого вытекает третий параметр — умение слушать других музыкантов, участвующих в исполнении. В-четвёртых, нужно продумать наперёд следующую фразу, чтобы не оказалось такой ситуации, когда исполнитель останавливается и пытается вспомнить, что же там дальше. А импровизаторам приходится ещё тяжелее, т.к. им нужно наперёд заготовить фразы для исполнения. Все эти параметры выстраиваются в некую формулу, обрабатываемую нашим мозгом. Отсюда можно сделать простой вывод, что все великие музыканты были отличными математиками.

И вот, завершая нашу тему, которая началась с вопроса «сколько нужно времени, чтобы научиться играть на X инструменте» я бы ответил так: играть на инструменте учатся несколько лет, а играть музыку учатся всю жизнь.




  • Наталья

    Абсолютно точно. Музыкант должен быть достаточно профессионален, чтобы играть текущей отрывок и одновременно продумывать следующий.

  • Екатерина

    Музыка — это тоже, с одной стороны, наука. Сольфеджио — «чтение с листа», изучает интервалы, гармонии, лады — то, из чего музыка состоит. Но, конечно, без души и личности это всего лишь голые цифры и правила, которые мертвы.

  • Сергей Рагулин

    Что бы научиться хорошо играть на инструменте каждому человеку нужно разное время, кому то недели хватает, а кому то и года мало.

    • http://gingertail.org/ Анастасия Нежинская

      Недели не хватит, пожалуй, даже на «несколько козырных приёмов» :)

  • Юлия Дмитриева

    Любое искусство, от рисования до танца, состоит из теоретических знаний и импровизации, не только музыка.