Моё Кунг-Фу сильнее твоего!

140300movie3

«– Цыц, ребятёнки! – окоротил обоих Кербога. – А ты, старшенький… Что за колыбельная? Сыграешь?
Сквара кивнул, снова поднёс к губам кугиклы и заиграл.
Гудим немного послушал, взялся тихо вторить ему.
Сквара вывел напев очень просто, без трелей и иных украшений, а припесню неожиданно спел голосом. Светел даже вздрогнул, но заветные слова тот приберёг.
Брат за брата – хоть в огонь!
Моего меньшого не тронь…
Кербога спросил, помолчав:
– Правда, что ли, сам сочинил?»

Мария Семёнова «Братья. Книга 1. Тайный воин»

Кавер-версия (cover – покрывать; англ.) или просто кавер – авторское произведение, часто популярное, сыгранное другим музыкантом, оркестром или музыкальной группой.

Однажды попав в музыкальную среду, обязательно столкнёшься с мнением что «своё творчество лучше каверов». Каверщиками называют музыкальные коллективы, работающие в местных барах и ресторанах, исполняющих преимущественно популярную музыку известных исполнителей. В социальных сетях, в группах посвященных музыкальной тематике, вспыхивают целые дискуссии по этому поводу. Одни доказывают, что «своё» играть лучше и приятнее, другие что на «своём» далеко не уедешь, а на каверах хоть немного заработать можно, и редко когда попадается человек, который приветствует оба варианта.

Для начала приведу обыденный пример, чтобы было проще понять, на что это похоже. Есть продукция, скажем, сотовый телефон, и есть продавец, который этот продукт продаёт и зарабатывает на этом некий процент. И это логично, ведь продавец, во-первых, рискует собственным вложением в продукт, который может не реализоваться, во-вторых, он его рекламирует и продаёт. То есть он работает. Соответственно за свою работу он хочет получить вознаграждение – прибыль. Будет странно упрекать продавца в том, что он продаёт продукт, который сам не производит.

1427122577_lock-stock-and-two-smoking-barrels-1

Так вот каверщик – это именно «продавец» готового продукта. И в этом его преимущество, т.к. он способен анализировать и выбирать из множества музыкальных продуктов те, которые прошли отбор у публики, и попали в ротацию мировых радиостанций. Сторонники же «только своего» творчества очень рискуют, полагаясь только на собственный материал, и зачастую сочиняют пару-тройку песен, которые не отвечают требованиям мировой музыкальной индустрии, а впоследствии, после нескольких неудачных попыток пробиться на большую сцену, заявляют, что их никто не понял, что слушатель нынче не тот и бла-бла-бла в том же духе.

Но не надо думать, что кавер-исполнитель выбрал лёгкий путь. Ведь всё за него уже придумано, осталось только сыграть. Но это не так! Вот это «только» как раз всё и портит. Во-первых, чтобы композицию сыграть нужно уметь играть. Во-вторых, надо не просто сыграть, а хорошо сыграть. Надо понимать, что вас будут постоянно сравнивать с оригиналом. И тут нужно как минимум быть на уровне того исполнителя, которого вы представляете на сцене. Иначе провал – ни один владелец бара или ресторана не захочет покупать плохой продукт. Ведь это отражается на «лице» заведения.

Разбор кавер-материала позволяет музыканту обогатить свой музыкальный вкус и кругозор. Попытаться понять, за счёт чего та или иная композиция получила такое признание у людей. И только после получения достаточного количества такого опыта можно пробовать применять его на практике, сочиняя свои песни. Поэтому для меня очень странно выглядят те люди, которые добровольно отказываются от саморазвития и от опыта, который они могут почерпнуть, изучая чужие песни. Это всё равно, что пытаться написать книгу, не прочитав в своей жизни ни одной чужой, не изучив стили, обороты речи и прочее.

При этом приверженцы «своего» творчества очень брезгливо относятся к каверщикам. И зачастую нападки и поводы для споров исходят именно с их стороны. Как правило, каверщикам ставится в укор то, что они зарабатывают деньги на чужих песнях. Видимо потому, что эти люди думают, что играть каверы это просто. Сами-то они не пробовали. А дело заключается в том, что подавляющее большинство «авторов» не могут своим творчеством заработать и копейки. И поэтому желчь от собственных неудач выливают на головы бедных каверщиков, а себя утешают словами «зато я играю своё». Как мне кажется, успешному музыканту будет не до споров на тему «кто круче». Он будет занят делом, а именно – сочинительством. Каверщики, к слову, тоже порой прибегают к сочинительству, придумывая свои аранжировки.

У мировой музыкальной индустрии есть свои правила и законы и человек, который хочет связать свою жизнь с этой деятельностью должен эти законы изучить и им следовать. А для этого нужно хоть раз окунуться в коммерческую среду, чтобы почувствовать какого это. Это как практика в университете. Через неё должен пройти каждый студент. И именно путь каверщика даёт такую возможность. Я не призываю всех музыкантов играть кавера. Но попробовать будет полезно. И если ты в этой музыкальной отрасли не сможешь никак себя проявить, то, скорее всего, и с авторским материалом будет та же печальная история.

Конечно, быть автором всегда приятнее и в материальном плане и в музыкальном. Производитель всегда зарабатывает больше на своём продукте, чем продавец этого продукта. И здесь опять же следует пожалеть каверщиков, чей труд ничтожно мало оплачивается. В сравнении с успешными авторами это просто несоизмеримо. Но, видимо, музыкант, как и любой другой творец, всегда должен быть голодным. Подайте, люди добрые, на развитие. 😉