Музыка сквозь время в сериале Quantum leap

выфвфв

Он проживает множество чужих жизней, пытаясь исправить ошибки прошлого. И всякий раз надеется, что следующий квантовый скачок вернёт его обратно домой…

Из вступительной заставки сериала Quantum leap

Музыка сопутствует истории, является её частью, в какой-то степени даже создаёт её… У каждой эпохи она своя, своеобразный саундтрек веков и десятилетий. Музыка — это в буквальном смысле Машина времени, и я сейчас не о Макаревиче и его группе. :) Ведь мы прекрасно отличаем музыку 50х от музыки 70х, а уж тем более от современных мелодий. Песни вызывают определённые образы, воспоминания, ассоциации, которые могут быть связаны с событиями вашей жизни, но чаще они об эпохе в которой были созданы. Они концентрируют в себе время, хранят его бережно и ненавязчиво. Когда я слышу Чака Берри, Элвиса, Бадди Холли — перед глазами встают улочки американских городов с аутентичными вывесками магазинов, с великолепными автомобилями, сверкающими на солнце, с девушками в невероятных, так мной любимых, платьях… Танцы под рок-н-ролл, придорожные кафе Drive in, в них — пол в шашечку, молочные коктейли через трубочку, музыкальные проигрыватели… Запах поп-корна, кока-колы, ветер пермен. Добро пожаловать в пятидесятые. The Beatles, Дилан, Джимми Хендрикс, the Doors переносят в шестидесятые… Всё, что было нужно — любовь и мир, и музыка искренне пыталась повлиять на происходящие события. Вьетнам, лето любви, борьба за права афроамериканцев, убийство Кеннеди, фестиваль Woodstock. Все это проносится в голове за пару секунд при первых звуках песен.

фывфывфвфы

Откуда берётся искренняя любовь ко времени, в котором ты не жил? Ко времени, когда тебя даже в планах не было. Прошлые жизни? Скорее просто романтизация прошлого и влияние увиденного, услышанного в детстве. И в этом самом детстве моим любимым сериалом был Quantum leap (Квантовый скачок). Я до сих пор пересматриваю его от начала до конца каждые 3-4 года. Главный герой Сэм Бэкет (Скот Бакула/Scott Bakula) в результате научного эксперимента становится путешественником во времени — он перемещается в других людей в ключевые моменты их жизни, меняя их будущее к лучшему. В этом ему помогает его друг Эл (Дин Стокуэлл/Dean Stockwell), который сопровождает его в виде голограммы и снабжает Сэма необходимой информацией. Невероятно добрый и смешной сериал, и время для путешествий выбрано как раз в пределах от 50х до конца 80х годов. Музыка в сериале играет совсем не последнюю роль, она вплетается в повествование, создавая необходимую атмосферу, а иногда становится главным действующим персонажем. В сериале множество приятных музыкальных «пасхалок», порой они не совсем стыкуются с реальными событиями, но это не мешает восприятию и не делает сериал хуже. Создатель сериала Дональд Белиссарио (Donald Bellisario) придумал им термин — «Kiss with history» (Поцелуй  с историей).  На примере отдельных серий поговорим о музыке .

Скотт Бакула (Scott Bakula) и Дин Стокуэлл (Dean Stockwell)

Скотт Бакула (Scott Bakula) и Дин Стокуэлл (Dean Stockwell)

Сезон 1, серия 5  «How the Tess Was Won» (5 августа 1956 г.). Сэм случайно помогает сочинить Бадди Холли (Buddy Holley), пионеру рок-н-ролла, песню «Peggy Sue». Действие происходит в Техасе на ферме, где и родился Бадди. Сэм — ветеринар, который лечит приболевшего поросёнка. И поэтому в сериале песня изначально поётся как «Piggie Sue» (Хрюшка Сью). В реальности же песня изначально называлась  «Cindy Lou» в честь племянницы Бадди. Но впоследствии барабанщик группы the Crickets  Джерри Аллисон (Jerry Allison) предложил сменить заглавие песни на имя его девушки. У песни даже есть продолжение «Peggy Sue got married». В серии забавно обыгрывается происхождение псевдонима музыканта, когда Сэм не может вспомнить имени парня и называет его Buddy (дружок, приятель). На самом деле Чарльза Холли (Charles Holley) всегда называли Бадди его семья и близкие друзья.

Бадди Холли в сериале (слева) и в нашей реальности (справа)

Бадди Холли в сериале (слева) и в нашей реальности (справа)

Сезон 1, серия 8 «Camikazi Kid» (6 июня, 1961г.). Сэм научил трёхлетнего Майкла Джексона его знаменитым танцевальным па и лунной походке. Серия немного опережает события, так как группа «The Jacksons» была создана в 1964 году. Впервые Майкл проплыл по сцене лунной походкой во время исполнения «Billie Jean» на «Motown 25: Yesterday, Today, Forever» 25 марта 1983 года.


Сезон 2, серия 5 «Blind faith» (6 февраля, 1964 г.). Сэм занимает место талантливого слепого пианиста, выступающего в Карнеги холл. Происходят события серии аккурат в то время, как The Beatles впервые посещают штаты и готовятся выступить на шоу Эдда Салливана. Трансляцию шоу смотрели 73 миллиона телезрителей. Прекрасно показана истерия вокруг Ливерпульской четвёрки — «Битломания» с визжащими и падающими в обморок девочками. Сэм проходит мимо лимузина, в котором находятся Битлы.

Сезон 2, серия 6 «Good Morning, Peoria» (9 сентября 1959 г.). Серия носит название по аналогии с фильмом «Good Morning, Vietnam». События происходят на радиостанции WOF, транслирующей рок-н-ролл в городке Пеория. Задача Сэма в лице диск жокея Чика не дать ей закрыться. По совету Эла, Сэм копирует стиль работы Эдриана Кронауэра (Adrian Cronauer) — искромётные шутки и бьющая через край энергия. Встающий на ноги рок-н-ролл объединил послевоенную молодежь, но вызвал шок у старших поколений американцев. Песни, целые альбомы запрещали для трансляции по радио, мотивируя тем, что тексты и мелодии склоняют молодежь к разнузданному поведению и насилию.

Это была революция. Она изменила жизнь целого поколения и, стало быть, без неё судьба следующих поколений была бы иной. Она захлестнула весь мир. Она изменила ход истории. Она напугала власти и заставила взрослых подвергнуть себя переоценке. 
Джереми Паскаль «Иллюстрированная история рок-музыки»

Нельзя не вспомнить Алана Фрида (Alan Freed) — диск-жокея станции WJW в Кливленде, вещающего под псевдонимом Moon Dog (Лунный Пес), а так же известного в народе как «Мистер рок-н-ролл». Методы его работы на радио так же были не вполне традиционными — он выл, кричал, бил кулаком по пульту и вытворял другие безумные по тем временам вещи.

Слева направо: Робин Уильямс (Robin Williams) в роли Эдриана Кронауэра (Adrian Cronauer), Скотт Бакула (Scott Bakula) в роли Чика и Алан Фрид (Alan Freed) в роли самого себя.

Слева направо: Робин Уильямс (Robin Williams) в роли Эдриана Кронауэра (Adrian Cronauer), Скотт Бакула(Scott Bakula) в роли Чика и Алан Фрид (Alan Freed) в роли самого себя.

В  этой же серии Чабби Чеккер (Chubby Checker), которого играет Чабби Чеккер :) приносит на WOF 730 AM демо-запись своей песни «The Twist» (кавер на песню Хэнка Балларада, который был записан в 1960 г., опять создатели забегают вперёд). Сэм показывает Чабби основные движения танца, и вдохновлённый музыкант спрашивает разрешения использовать их. Увлёкшись работой, Сэм собирается поставить запись The Beatles и ищет пластинку, забыв, что свой дебютный альбом «Please Please Me» группа выпустит в 1963 году.

Сезон 2, серия 10 «Catch A Falling Star» (21 мая 1979 г.). Сэм становится дублёром роли Дон Кихота в постановке мюзикла «Человек из Ла Манчи» («Man of La Mancha») и должен предотвратить нелепую смерть ведущего актёра. Осенью 1959 года в Америке на канале CBC была показана пьеса «I, Don Quixote» Дейла Вассермана (Dale Wasserman), созданная по незабвенной книге Мигеля Сервантеса (Miguel de Cervantes), которая послужила отправной точкой для создания мюзикла 1965 года. На Бродвее состоялось больше 2 тысяч представлений, мюзикл получил 5 наград «Тони», в том числе в номинации «лучший мюзикл». Песни «I, Don Quixote», «Dulcinea», «The Impossible Dream» невероятно проникновенные. Первоначально создатели для этого эпизода хотели использовать мюзикл «Моя прекрасная леди» («My Fair Lady»), но сочли, что «Человек из Ла Манчи» ближе и роднее духу сериала и его главным героям.

В одном из интервью Скот Бакула на вопрос «есть ли у него любимый эпизод в сериале», ответил так: «Я всегда говорю, что это серия о Человеке из Ла Манчи, просто потому, что она наполнена музыкой, и я очень люблю этот мюзикл. Аллегорически это идеально подходило для нашего сериала. Отношения Дон Кихота и Санча Пансы были олицетворением дружбы между Сэмом и Элом.»

В театре Сэм встречает свою учительницу по фортепиано, в которую был влюблен в возрасте 15 лет. Вместе с ней Сэму придётся выйти на сцену и исполнить свою роль в спектакле от начала до конца. Надо отметить, что Эрни Сабелла (Ernie Sabella), играющий Мэнни (Санча Панса) озвучивал кабана Пумбу в мультфильме студии Диснея «Король Лев».

Джон Каллум (John Cullum) в роли Джона О'Мэлли (John O'Malley) и Скот Бакула (Scott Bakula)в роли Сэма Бэккета, "прыгнувшего" в Рэя Хаттона (Ray Hutton)

Джон Каллум (John Cullum) в роли Джона О’Мэлли (John O’Malley) и Скот Бакула (Scott Bakula) в роли Сэма Бэккета, «прыгнувшего» в Рэя Хаттона (Ray Hutton)

Сезон 3, серия 1 «The Leap home, part 1» (25 ноября 1969 г.). Сэм становится самим собой в возрасте 16 лет. Всю серию он пытается помочь своей семье предотвратить грустные события, которые произойдут с отцом, братом и сестрой. Трогательный момент, когда Сэм разговаривает с сестрёнкой, а потом исполняет ей песню Джона Леннона (John Lennon) «Imagine», на тот момент ещё не сочинённую.

Кэти: Боже, был бы ты правда из будущего. Ты бы знал жив ли он…
Сэм: Кто?
Кэти: Пол Маккартни. Белый альбом. Если проиграть революцию 9 назад, то Битлы поют, что Пол умер.
Сэм: Нет. Пол не умер. После того, как Битлы распадутся…
Кэти: Битлы распадутся?!
Сэм: В скором времени… Пол создаст новую группу под названием Wings.
Кэти: А Джон? Что будет с Джоном? Я люблю его больше всех.
Сэм: Кэти…
Эл: Сэм, не говори ей…
Сэм: Джон напишет мою любимую песню…
Кэти: Твою любимую песню в будущем? Спой мне её…

Сезон 3, серия 6 «Miss Deep South» (7 июня 1958 г.). Сэм становится «Мисс Южные штаты» благодаря искромётному исполнению «Great balls of fire» Джерри Ли Льюиса (Jerry Lee Lewis).


Сезон 3, серия 15 «Piano man» (10 ноября 1985 г.). Сэм перевоплощается в Чака Даннера — талантливого пианиста, ставшего свидетелем убийства. Песни «Somewhere in the Night» и «Footloose» Скот Бакула написал и исполнил сам.


Сезон 3, серия 17 «Glitter Rock» (12 апреля 1974 г.). Сэм становится рок-музыкантом по имени Джеффри «Тоник» Моул, солистом популярной рок-группы King Thunder. В оригинальной истории его убивают через два дня. Сэм  должен предотвратить это. Группа King Thunder была скопирована с группы KISS — коммерческая направленность, стиль песен, внешний вид рок-музыкантов. Действие серии разворачивается в Детройте, это отсылка к довольно популярной песне KISS «Detroit Rock City». Кроме того, название вымышленной группы King Thunder составлено из двух песен Kiss 70х — «King Of The Nighttime World» и «God Of Thunder».  Питер Нун (Peter Noone), играющий менеджера группы, в своё время был лидером группы «Herman’s Hermits», популярной в  шестидесятых.  Песня «Fate’s Wide Wheel», написанная специально для сериала, отражает душевное состояние Сэма. Строчка «You see my face but it’s not mine» («То,что ты  видишь, вовсе не я») даёт ему повод задуматься о том, что колесо судьбы заставляет его проживать чужие жизни и прятаться за масками.

справа-обложка альбома King Thender b Обложка дебютного альбома KISS 1974 года

Слева — обложка альбома King Thunder. Справа — обложка дебютного альбома KISS 1974 года

Сэм: Эл, посмотри на меня. У меня не получится! Я не рок-музыкант.
Эл: А я говорю, что получится!
Сэм: Я не смогу, не смогу! Я выйду на сцену, открою рот, и вся публика в зале просто прикончит меня! Пойми, я ведь не умею петь рок. Я рос вместе с песнями Simon and Garfunkel.
Эл: Сэм, никто тебя не прикончит. Ты просто должен выйти на сцену и строить из себя полного идиота.
Сэм: Ну ты меня обрадовал…
Эл: Да ладно, они это проглотят. Этого они и ждут от рок-звёзд.
Сэм: Я не представляю как нужно выступать. Пойми, у рок-музыкантов особый стиль!
Эл: А ты делай как Хендрикс! Хватай гитару и делай вапвапвот так (показывает, как надо). Он даже грыз струны своими зубами.
Сэм: Хендрикс?
Эл: То есть Таунсенд.
Сэм: Кто? (Who?)
Эл: Верно.
Сэм: Что верно?
Эл: Кто.
Сэм: Не знаю.
Эл: Таунсенд!
Сэм: Кто?
Эл: Вот я и говорю! Пит Таунсенд из группы Кто!
Сэм: Что?!
Эл: Это не важно. Он издавал звуки типо «вооооу-вооууу», понимаешь? А если дело будет совсем плохо и они начнут запрыгивать на сцену и сдирать с тебя одежду — вытащи язык как можно дальше.
Сэм: Если я высуну язык они перестанут рвать на мне одежду?
Эл: Да, потому что они станут рвать одежду на себе. И тогда ты возьмёшь гитару и как гвозданёшь её об пол! Все будут в экстазе.
Сэм: А если они вызовут меня на бис, а я буду уже без гитары и без одежды?
Эл: Не бойся Сэм. Главное, выйди на сену и расслабься. Я всё время буду рядом с тобой.
Сэм: Ну ты меня успокоил, спасибо…
Эл: Послушай, в самом крайнем случае сделай Milli Vanilli.
Сэм: Что?
Эл: Про группу Кто я тебе уже все рассказал! Теперь вперёд!

 Диалог из 17  серии 3 сезона «Glitter Rock»

Сезон 4, серия 15 «The song for the soul» (7 апреля 1963 г.). Сэм занимает место чернокожей девушки Шерри, подруга которой мечтает о карьере певицы. Вместе они выступают в трио The Dovettes, исполняя песни знаменитых девичьих коллективов Martha & the Vandellas и The Angels. Отец Линэл — преподобный, и хочет для дочери лучшего, чтобы вместо баров  и ночных клубов она пела в церковном хоре.  Серия пропитана песнями в духе The Supremes, популярных в шестидесятые, и возвышенными госпелами.

pMBiILfXREw

Сезон 5, серия 21 «Memphis Melody» (3 июля 1954 г.).  Предфинальный эпизод. На сладкое Сэм становится самим королём рок-н-ролла — Элвисом Пресли, аккурат в то время, как началось его восхождение. По сюжету Сэм должен помочь девушке Сью Энн начать карьеру певицы, но пытаясь помочь ей, ставит под удар будущее Элвиса. Актёр Майкл Ст. Джерард (Michael St. Gerard), который сыграл «отражение» Элвиса в зеркале так же  исполнил роль короля в сериале 1989 года «Great balls of fire». Звучат композиции «Dixie», «Amazing Grace», «Will the Circle Be Unbroken», «Blue Moon of Kentucky», «Baby, Let’s Play House». На youtube нашлось удачное видео, собравшее в себе все музыкальные номера из серии.

Родители Скотта увлекались рок-музыкой, мать была певицей. Унаследовав от них музыкальный вкус и талант, Скотт с детства пел в церковном хоре, научился игре на пианино и гитаре, а в четвёртом классе организовал рок-группу, для которой сам сочинял песни. После школы Скотт искал себя и перепробовал множество профессий. Думал пойти по стопам отца и стать адвокатом, для чего поступил в университет изучать бухгалтерское дело и юриспруденцию. Но вскоре бросил обучение, чтобы заняться актёрским мастерством, а затем начал карьеру в музыкальном театре. За свою роль в бродвейском мюзикле «Romance/Romance» был номинирован на «Тони», и именно это событие помогло ему получить роль в «Квантовом скачке». Музыкальная составляющая сериала не могла бы быть реализована без участия талантливого и многогранного Скотта Бакулы. Все музыкальные номера он исполняет сам.  Работая в телевизионных проектах, он (по возможности) старается показывать зрителю свой исполнительский талант. Так в сериале «Юристы Бостона» («Boston Legal») Скотт поёт и играет на пианино «Once Upon a Time», песню из мюзикла «All American».  Его голосом поёт и говорит кот Дэни из мультфильма «Коты не танцуют» («Cats Don’t Dance») 1997.

Я пою каждую неделю, и на самом деле, я только что пришёл с занятия вокалом примерно час назад. Моя первая любовь это, определённо, музыка… и она играла в «Квантовом скачке» такую большую роль именно поэтому.

Из интервью со Скоттом Бакулой, 2012г.