С песней по жизни.

pesni_iz_multfilma_shrek1

«Редвуду не терпелось прервать этот поразительный монолог, бежать отсюда в мир разума и здравого смысла, в осажденный лагерь: там оплот грядущего, зерно будущего величия, там собрались его Сыновья. Ради них он и терпел нелепую болтовню. Но нет, довольно, пусть кончится этот невероятный монолог, иначе, кажется, его унесет потоком слов… Видно, голос Кейтэрема, как наркотик, — ему надо сопротивляться, не то усыпит, околдует. Наслушаешься его — и самые простые, очевидные истины становятся неузнаваемы.
Что же он говорит?»

Герберт Уэллс «Пища богов».

Пение в истории человечества занимает особую нишу. Со времён античности, а, возможно, и ещё раньше, оно крепко укоренилось в культуре различных народов. В первобытном мире им сопровождались разного рода обряды и ритуалы. С появлением религии пение использовалось для усиления религиозных церемоний. В современном обществе вообще трудно представить жизнь людей без песен. Все мы повсеместно используем, кто как может, свои вокальные навыки. Сегодня, наверное, в каждом городе существуют различного рода караоке клубы, где каждый желающий, вне зависимости от своего уровня профессионализма в пении, может спеть свою любимую песню. Представить себе жизнь человека без песен и пения вообще невозможно. Почему людям так нравится этим заниматься? В чём феномен такого уникального явления? Давайте посмотрим.

Всем кто учился в школе или институте известно, что если преподаватель будет читать свою лекцию спокойным монотонным голосом, то он рискует усыпить всех присутствующих в своей аудитории или классе. И дело даже не в том, что лекция сама по себе не* интересная. По содержанию она может быть как раз наоборот, но сама **манера её изложения педагогом порождает ответную реакцию у слушателей. В данном случае сон. Совершенно противоположная реакция у слушателей будет, если лектор начнёт очень эмоционально, экспрессивно подавать свой материал, вовлекая в обсуждение своих слушателей. Вот тогда то они и оживятся!

Drobish

Вполне очевидно, что любой звук, который издаёт человек или любое другое животное — это сигнал. Т.е. посредством определённых звуков все звери планеты Земля обмениваются информацией. Это может быть угроза, предупреждение, страдание, радость, приветствие и т.д. Но человек пошёл дальше своих братьев меньших (и не очень меньших) создав целую систему звуков, из которых впоследствии появилась членораздельная речь. Но просто произносить какие то звуки, или даже слова, мало. В них нужно «вселить душу». Одно и то же слово мы можем произнести по-разному: ласково, дружелюбно или же грубо с угрозой. Иными словами помимо самих слов ещё огромную роль, и, я бы сказал, ключевую, играет интонация. Так вот пение как раз является тем искусством, в котором эти два аспекта речи тесно связаны.

Xhqe9N_af0kЛюбой человек, кто хоть раз пробовал заниматься с преподавателем пением помнит, с чего начинались уроки: с постановки «правильного» дыхания. Именно, с «правильного» дыхания! Оказывается, до того, как прийти на урок вокала человек даже не подозревал о том, что он как-то не так дышит. Ведь мы только этим и занимаемся с детства, что дышим. В чём же заключается парадокс «неправильного» дыхания?

Дело в том, что наши далёкие предки, до того как стали передвигаться по земле вертикально, т.е. на двух ногах, не могли никак иначе дышать, кроме как животом. Грудь при этом оставалась в неподвижном состоянии. Попробуйте провести такой эксперимент: встаньте в центре комнаты, наклоните корпус примерно на 70 градусов вперёд и попробуйте сделать несколько вдохов/выдохов. Вы обнаружите, что дышать грудью в таком положении крайне неудобно и вы самопроизвольно переключитесь на дыхание животом. Или понаблюдайте за домашними четвероногими животными — собаками и кошками. Передвигаясь в горизонтальном положении дыхание у них происходит только за счёт живота.

0_9fcde_43beb410_XXL

К сожалению (а может и нет) эволюция — процесс не быстрый. И полностью перестроиться наш дыхательно-речевой аппарат не успел. Несмотря на то, что в вертикальном положении дышать грудью проще, более естественным для человека является дыхание животом. Именно научить человека заново дышать животом и составляет основу вокального искусства. Выражение «дышите полной грудью» типично только для современного человека, и оно то и вводит людей в заблуждение. Люди дышат грудью, в то время как «правильно» дышать нужно животом. Понятия грудь и живот в данном аспекте относительные и эти слова употребляются лишь для того, чтобы подчеркнуть разницу между двумя типами дыхания: ключичное (верхнегрудное) и диафрагматическое (брюшное). Но в чём тут дело? Почему грудью дышать плохо, а животом наоборот хорошо?

breathing

Все мы знаем из школьного курса по биологии про диафрагму. Упрощённо говоря, диафрагма — это мышца, которая крепится к нижним краям рёбер и разделяет грудную полость от брюшной. Но это не основное её предназначение. С помощью неё во время вдоха увеличивается объём лёгких, а так же регулируется интенсивность прохождения воздуха через носоглоточную систему во время выдоха или речи (пения). Иными словами, диафрагма — это своего рода клапан. Если человек вдыхает воздух только за счёт расширения грудной клетки, то контролировать процесс выдоха очень затруднителен, т.к. лёгкие сами по себе не являются мышцами и выталкивать воздух из себя они не могут. Остаются только мышцы рёбер, которые, сокращаясь, уменьшают объём грудной клетки. Интенсивность выходящего воздуха при этом крайне трудно контролировать. Человек в этой ситуации не имеет полного контроля над своим голосом. Из этой проблемы вытекает следующая: зажатость голосовых связок. Из-за некотролируемости выдоха при грудном дыхании в работу голосовых связок включаются периферийные мышцы горла, которые пытаются сдерживать выходящий воздух чтобы произвести звук нужной высоты и окраски. Поэтому вторая важная задача начинающего вокалиста: научиться контролировать выдох.

vel_0007С древнейших времён у людей, особенно близких к управлению сообществами или даже государством, ценилось ораторское мастерство. С помощью этого навыка человек может лишь своим голосом, своими интонациями, заставить других людей выполнять его приказы или беспрекословно верить всему, что он говорит. В фантастическом романе американского писателя Фрэнка Герберта «Дюна» существует тайное женское сообщество Бене Гессерит, адепты которого могут заставлять своих слушателей повиноваться им на подсознательном уровне используя голос. С одной стороны это конечно выглядит фантастично и похоже на выдумку, но эта выдумка не лишена горькой правдоподобности. В истории есть множество примеров, как с помощью таких людей совершались восстания, гражданские войны, столкновения одних народов с другими и т.д. Голос — это сила, на которую обратили внимание ещё наши далёкие предки, когда первобытные общества только начинали формироваться.

И вот мы с вами живём в XXI веке, а по сути ничего не поменялось. При наличии огромной учёной базы, которая доступна каждому желающему в сети Интернет, люди по прежнему предпочитают внимать бреду медийных личностей, а не здравому смыслу. Чтобы докопаться до истины порой нужно очень тщательно изучить материал, прочитав несколько десятков книг на эту тему, изучить критику. Но не у каждого человека есть на это время и желание. Проще послушать мнение харизматичного авторитетного человека. Ораторам от природы знакомы приёмы управления своим голосом. Они возможно даже не подозревают о том, что именно им позволяет так виртуозно управлять своим голосом, вкладывая в его интонации огромный эмоциональный посыл. И вот на вооружении современного человека появилось новое оружие, с помощью которого «творцы» делятся со всем миром своими сугубо пропагандистскими идеями.


Удивительно наблюдать, как люди у себя на страничках в социальных сетях выкладывают различные цитаты того или иного знаменитого музыканта или актёра о жизни, политике, о том что такое хорошо и что такое плохо. Вполне очевидно, что эта знаменитая личность может чего-то не знать, что его суждения субъективны, ну хотя бы потому, что он не является специалистом в данной области. Он просто говорит «делай как я, думай как я, ведь меня знает вся страна». Естественно число ориентированных на этого человека людей огромное количество. Гораздо больше, чем у учёного, который, например, исследует феномен любви у человека. Слушателей у него будет в разы меньше, чем у певца, который, очевидно, знает о любви больше, чем узкий специалист.

Kerri-King-SlayerОтсюда возникает и резко возросшая во второй половине XX века популярность агрессивной рок музыки по сравнению, например, с оперой. Любому человеку, стоив задуматься, станет очевидно, что оперные певцы вкладывают в свою профессию гораздо больше усилий и знаний, чем рокеры. Да и попасть в оперу может не каждый, в то время как в рок культуре двери открыты всем. И аудитория там значительно больше. Там каждому без исключения простым языком эмоций объяснят, что такое любовь и как вообще надо жить. При этом даже не обязательно как-то петь по-особенному красиво. Главное вложить как можно больше звериных, первобытных интонаций. Гроулинг (growling), скрим (scream), харш (harsh) — это всё из этой области. Но эти приёмы действуют в основном лишь на молодых людей с малым жизненным опытом и разборчивостью. Для более взрослого и разумного контингента нужны харизматичные личности с умением убеждать.

Пение — это язык эмоций. Без них пения не существует. Несмотря на то, что современный человек именует себя не иначе как Homo sapiens sapiens (человек разумный) животная составляющая по прежнему играет огромную роль в выборе поведения и построении иерархии. В фантастическом романе английского писателя Джона Рональда Руэла Толкина «Властелин колец» в описании эльфов говорится, что они обладали удивительной красоты голосами. С огромным темпом развития и доступности различных вокальных школ сегодня смею предположить, что однажды люди проснуться уже не людьми, а сказочными эльфами, а на пороге их дома уже стоит орда разъярённых орков.




  • ann

    У женщин дыхание перестраивается на диафрагмальное во время полового созревания,таккак организм готовится к вынашиванию ребенка. С плодом в утробе животом особо не подышишь ) хотя такое дыхание необходимо не только для пения,но и,допустим,для занятий танцами живота.